Здоровый человек — это не только физически крепкий, жизнерадостный, любящий труд, но и человек, организм которого способен сопротивляться всяким вредным воздействиям и заболеваниям. Такие люди умеют хорошо работать, весело отдыхать и своим бодрым настроением служат прекрасным примером для окружающих. О них с уважением говорят, что это люди «закаленные». Как же воспитывать людей такой «закалки»? Известно, что некоторые дети зимой часто болеют катарами верхних дыхательных путей — насморком, кашлем, а летом имеют склонность к желудочно-кишечным заболеваниям. В громадном большинстве случаев это относится к детям изнеженным, домашний режим которых с самого начала был организован неразумно, неправильно.
Каждая мать знает, что для того, чтобы вырастить здорового ребенка, необходимо создать ему надлежащие условия ухода и питания: кормление грудью в первые месяцы жизни, своевременный прикорм по назначению врача и достаточное пребывание на свежем воздухе. Но и этого еще далеко не достаточно. Необходимо приложить все усилия, чтобы ребенок не подвергался постоянным «простудным» заболеваниям и не боялся перемен температуры воздуха. Он должен быть «закален». Такой ребенок не побоится открытой форточки зимой; он без всякого для себя вреда бегает в летний день босиком по мокрой земле, может попасть во время прогулки под дождь, ему не опасно, например, искупаться в прохладной воде.
Чтобы понять, в чем состоит закаливание ребенка, нужно знать некоторые особенности строения его организма.
Нежную кожу маленького ребенка пронизывают многочисленные разветвленные сосуды. Все они тесно связаны с сердцем и имеют особые регулирующие аппараты, вызывающие их расширение и сокращение. Кроме того, в коже находятся многочисленные нервные окончания (рецепторы), воспринимающие все раздражения и передающие их в головной мозг; оттуда раздражение — сигнал — поступает к разным органам и в том числе к нервным аппаратам сосудов.
При действии на кожу различных раздражений, например прохладного воздуха, ветра, появляется реакция в виде сокращения сосудов, а иногда и так называемой «гусиной кожи». Раздражение, полученное воспринимающими аппаратами кожи, вызывает также раздражение в слизистых оболочках; сосуды их вначале сокращаются, а затем расширяются; результатом этого является выделение жидкости — насморк, чихание, кашель.
Нередко изнеженные дети после более или менее длительной прогулки с последующим даже незначительным охлаждением заболевают серьезным поражением дыхательных путей; случайное значительное охлаждение, например купание в холодной воде, пребывание под дождем, приводят к воспалению легких или ревматическому заболеванию.
Но вовсе не обязательно, чтобы нервные окончания кожи и ее сосудов так чутко реагировали на всякое колебание внешней температуры. Если эти раздражающие моменты будут действовать постепенно и постоянно, то сосуды и нервы приспособятся к ним и реакция не выразится столь интенсивно. Выработать у ребенка способность легко переносить колебания температуры — это и значит «закалить» его. Закаливание организма надо начинать рано, проводить настойчиво и систематически.
Одним из первых методов закаливания является воздушная ванна. Ее делают уже со второго месяца жизни ребенка. При обычной комнатной температуре 18—20 градусов мать раздевает малыша, следя, чтобы он не был потным, кладет его на животик, затем на спинку, потягивая его ножки и разводя в сторону ручки. Вначале эта процедура должна длиться не больше 2—3 минут, а к третьему месяцу уже не меньше чем по 8—10 минут два раза в день. Разумеется, надо следить, чтобы ребенок не озяб.
С первых месяцев жизни необходимо приучить ребенка во время сна оставаться в комнате или с открытой форточкой, или же предварительно хорошо проветренной. Не нужно бояться некоторого понижения температуры в комнате; как показывают наблюдения, в таких условиях ребенок засыпает гораздо быстрее. Это можно объяснить влиянием прохладного воздуха на те же воспринимающие аппараты кожи; раздражение передается в мозг, вызывая так называемое торможение его, приводящее к глубокому сну.
Летом ребенка следует оставлять на воздухе целый день. Зимой прогулки должны быть ежедневными, а еще лучше — дважды в день по часу-полтора. Ребенок, заранее приученный к колебаниям температуры, должен гулять ежедневно при всякой погоде.
Если есть возможность, нужно организовать дневной сон на воздухе во всякое время года и в крайнем случае укладывать ребенка спать днем при открытой форточке. Именно во время сна необходим усиленный приток свежего воздуха, так как все процессы газообмена в организме значительно снижаются.
Детям, научившимся ходить, нужно и зимой и летом во время прогулки предоставлять больше самостоятельности: зимой ребенку дают лопатку, санки, летом — песочники и другие игрушки. Самостоятельные занятия на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на ребенка: он глубже дышит, вся мускулатура его. тела участвует в движении.
Один из важнейших методов закаливания — гимнастика. К гимнастическим упражнениям ребенка нужно приучать уже с четвертого-пятого месяца жизни. Их цель — не только укрепление мышечной системы, но и улучшение работы органов дыхания, кровообращения и пищеварения.
Все физические упражнения проводятся при температуре не ниже 18—20 градусов, так как ребенка нужно раздеть совсем.
В конце первого года физические упражнения детей постепенно усложняются. Очень хорошо использовать игру в мячик, поднимание вверх игрушек, придавать гимнастике характер самостоятельных движений, например, лежа на коврике, ребенок поднимает ножки вверх или же, лежа на животике, постепенно выгибается, опираясь на ручки и ножки.
Организуя игры и упражнения, мать должна позаботиться, чтобы одежда ребенка не мешала его свободным движениям, а в комнате не было нагромождения предметов, о которые можно ушибиться.
Могучим средством закаливания ребенка являются водные процедуры. С первых недель жизни необходимо приучать ребенка к ежедневной ванне; температура воды должна быть не выше 37 градусов. Детей, которые научились ходить, летом нужно ежедневно обливать из лейки или кувшина подогретой водой; никакая погода не должна препятствовать проведению этих водных процедур. Чрезвычайно полезны для маленьких детей игры у тазов с водой, куда кладут различные резиновые и целлулоидные игрушки.
Очень важно воспользоваться летом, чтобы приучить ребенка к водным процедурам. И зимой полезно продолжать тепловатые обливания. Ребенка ставят в таз, на дно которого положено мохнатое полотенце или простыня. Эти обливания становятся для ребенка настоящей потребностью. Они способствуют его хорошему сну, аппетиту и жизнерадостному настроению.
Постепенно дети переходят к ежедневным обтираниям всего тела. Цель обтираний, как и всех водных процедур,— воздействовать на сосуды кожи, причем помимо воздействия влаги здесь имеет значение и последующее растирание. Поэтому несколько возбужденные, нервные дети гораздо лучше переносят обливание тепловатой водой,чем обтирание.
Детям, склонным к частым простудам, рекомендуется помимо обтираний и ежедневные ножные ванны. Температура воды для обтирания и ванн должна быть 25—26 градусов, в дальнейшем ее следует постепенно снижать; школьники легко привыкают к обтираниям холодной водой.
Солнечные ванны также способствуют закалке организма, являются могучим целебным средством при ряде заболеваний, но проводить их следует, только посоветовавшись с врачом. У маленьких детей (до года-полутора), нервных, легко возбуждающихся, а тем более имеющих туберкулезную интоксикацию, пребывание на солнце может вызвать нежелательные последствия.
Лучшее время для проведения солнечных ванн — утренние часы — между 10 и 12. Начинают их с 2—3 минут и доводят до 15—20. При малейшей нежелательной реакции — головная боль, вялость — солнечные ванны нужно прекратить.
В первое время солнечному облучению подвергают спину, ягодицы и ножки, затем грудь и живот. Когда ребенок привыкнет к действию солнечных лучей, ему разрешают определенное время проводить на солнце, но обязательно надев на голову легкую полотняную панамку.
Действие солнечных лучей на организм чрезвычайно сложно; помимо непосредственного влияния на сосуды, что выражается в легком покраснении кожи, нужно учесть и специфическое действие света. Дело в том, что в коже, особенно у детей раннего возраста, находятся жировые вещества (эргостерины), которые под влиянием света и солнца переходят в витамин D. Этот витамин способствует правильному обмену минеральных веществ в организме ребенка и росту его скелета. Вот почему при рахите, когда имеется недостаточность витамина D, пребывание на солнце очень полезно. Таким образом, в закаливании есть один общий принцип — приучать ребенка к колебаниям окружающей температуры. Было бы большой ошибкой проводить закаливание только летом, а зимой вновь начинать чрезмерно кутать малыша. Тяжелая и слишком теплая одежда мешает правильному потоотделению, циркуляции крови в сосудах кожи, задерживает кожные испарения.
Закаленный ребенок в теплом сухом помещении может всю зиму ходить в носочках и легких туфельках или башмачках.
Дети дошкольного и школьного возраста летом могут ходить босиком. Это также является одним из способов закаливания организма. Маленькому ребенку лучше на босую ножку надевать легкие полотняные туфельки или сандалии.
Закаленные дети, приученные к планомерным физкультурным и гимнастическим упражнениям, поступают в школу достаточно крепкими, хорошо выдерживают трудовой режим школьника и становятся деятельными участниками спортивных состязаний и физкультурных праздников.