Учеба без стресса:
психолог рассказала, как распознать и снизить тревожность у школьников
О том, как уберечь школьников от психологических переживаний,
которые могут повлиять на развитие заболеваний, в том числе онкологических,
рассказала медицинский
психолог Областного центра паллиативной медицинской помощи детям «Детский
хоспис» Карина Шакура.
–
Карина Вадимовна, перед
новым учебным годом кто-то из детей радуется, а кто-то волнуется. Можно эти переживания
считать психологическими?
–
Тревожность, яркие эмоции, волнение и страхи – это все психологические
переживания. Переход из детского сада в школу — новый и серьезный этап не
только для ребенка, но и для всей семьи. Изменения режима, правил поведения,
уровня ответственности, обилие новых контактов могут стать испытанием.
– Какие сигналы должны подсказать
родителям, что у первоклассника присутствуют беспокойство, тревожность, страх
идти в школу?
– На самом деле, умеренная тревога идет на
пользу и помогает эффективнее справиться с трудностями. Например, тревога перед
экзаменом стимулирует выпускника или студента, он собирается, занимается, учит
билеты.
Есть личностные особенности, когда человек
склонен реагировать состоянием тревоги на
большое количество ситуаций. И есть ситуативная тревожность,
которую испытывают школьники перед началом учебного года. Она может выражаться
в подавленном настроении, пассивности, безынициативности или, наоборот, в
агрессии, плаксивости, гиперактивности и так далее. Каждая мама хорошо знает своего ребенка, как он ведет
себя в определенные моменты. Если ребенок, например, стал более требовательным
и вспыльчивым, часто плачет, проявляет протесты, отказываясь чистить зубы,
завтракать, мыться, собирать игрушки, хотя раньше такого не было, – это сигналы
страха и тревоги.
– Как школьнику помочь адаптироваться к началу
учебного года?
–
Если первоклассник поднимает руку на уроке, усвоил первые правила, это еще не
значит, что он адаптировался. Ведь адаптация – это совокупность факторов. Во-первых,
организационный. Посмотрите, насколько ребенок вошел в режим, может ли сам одеться, собрать портфель, «сменку»
и спортивную форму. Во-вторых,
учебно-мотивационный фактор. Наблюдайте, хочет ли ваш ребенок идти в школу, заниматься,
выполнять домашнее задание. В-третьих, психологическая адаптация. Обратите
внимание, как школьник реагирует на свою новую социальную роль. Важно поддерживать эмоциональное
благополучие ребенка и комфортность пребывания в школе. Если родители
говорят: «Не дай Бог, ты принесешь двойку», то с возникшими переживаниями
школьник (и не только «младшеклассник») может и не справиться. В-четвертых, социальная адаптация:
присмотритесь, как ваши дети общаются с одноклассниками, учителями.
Хорошо,
если родители будут забирать первоклассника после уроков, чтобы вторую половину
дня он находился дома, обеспечивая таким образом более плавный переход от
детского сада к школе. Заметьте, адаптация первоклассника к школе длится не
менее полугода, в отличие от старшеклассников, которые после каникул «входят в
колею» за 2-3 месяца. Многие родители, не обучая каким-то вещам, возлагают
ответственность на ребенка. Например, 31 августа мама выдавала ребенку комплект
одежды и помогала одеваться, а 2 сентября сказала, что он должен справиться сам.
Это ошибочная позиция. Родители первоклашек весь этот период должны помогать ребенку,
чтобы выработать четкий алгоритм действий.
– Как правильно распределить учебную
нагрузку, чтобы ребенок успевал отдохнуть и посещать кружки и секции?
–
Сразу загружать кружками не надо. Дайте первые две недели привыкнуть к новому
ритму. Прежде чем отправить ребенка на дополнительные занятия, выясните, что ему
нравится. Конечно, из-за отсутствия жизненного опыта маленький школьник еще не
знает, куда пойти. Поэтому можно посетить с ним пробные занятия в секции, кружке,
художественной или музыкальной школе и так далее.
Затем
родителям важно помочь распределить нагрузку так, чтобы у школьника был отдых. Составьте
вместе с ребенком подробное расписание по времени пробуждения, занятий в школе,
кружке, отдыха дома. Допустим, «сделать домашнее задание до 18.00 часов», чтобы
перед сном успеть отдохнуть.
– Чем
опасны психологические переживания именно для детей? К каким заболеваниям они могут
привести?
–
Если человек долго находится в стрессе, организм какое-то время реагирует защитно-приспособительной реакцией.
Но когда адаптационные ресурсы исчерпаны, может начать снижаться уровень иммунитета, что повлечет за собой ряд
заболеваний.
Когда
у ребенка что-то не получается из-за отсутствия каких-либо навыков или
жизненного опыта, появляется чувство неполноценности, бессилия и страх, что само по себе уже является
стрессом.
Ответственность
должна быть по силам и возрасту вашему ребенку.
Психогенные
факторы, стресс, воздействуя на организм, приводят к возникновению
определенного рода болезней, таких как ОРВИ, насморк, головная боль, болезни желудочно-кишечного
тракта, легких или даже онкологических заболеваний. Множественные исследования
показывают, что связь между стрессом и раком является несомненной. В состоянии
стресса, когда иммунная система ослаблена, болезнь получает шансы на развитие.
–
Какой должна быть профилактика? Ваши советы родителям.
–
Лучшей профилактикой стресса являются здоровый режим, занятия физкультурой,
регулярный отдых и, конечно, психоэмоциональная поддержка родителей.
Необходимо
соблюдать гигиену сна. Полноценный сон для школьника – от 8 до 10 часов в сутки.
Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в
котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.
Также
ребенку нужны физические нагрузки, которые помогают выплескивать эмоциональное
напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни
ребенка хотя бы три раза в неделю по 30-40 минут.
Модель
поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к
себе перед тем, как бить тревогу по поводу «повышенной» тревожности ребенка. Разговаривайте
со своими детьми, чтобы они делились переживаниями, впечатлениями, хвалите,
поддерживайте. Если хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, уступайте ему в
каких-то вопросах. Будьте другом своему ребенку, и тогда он сможет поделиться с
вами всем, что его волнует, и быть в гармонии с собой.
|